[нужна оценка]

Долго, много и с осознанием важных тем. Вот так проходило обсуждение экватора проекта. Мы решали нужны ли списки, нужен ли контроль и что на самом деле прячется под этим самым контролем. Обсуждений было много. Пересказывать все не хочу и не буду. Напишу лишь о том, что меня задело и расстроило отчасти.

Многие девушки хотят, чтобы их проверили. Зачем? Чтобы сказали, что она «делает все правильно» и она «молодец». Если честно, читая это мне хочется плакать.

Потому что я вижу маленькую девочку, которая всю неделю вела себя «правильно» в школе, несет домой дневник с важными «хорошими оценками», которые подтверждают ее «правильность» и то, что она по-настоящему «хорошая», чтобы порадовать своих родителей «правильным» поведением, а в ответ услышать оценку, какая она «хорошая». Я вижу девочку, которая с детства запрещает себе быть такой, как есть, потому что это «не правильно», за это не поставят «хорошие» оценки. Я вижу девочку, которая не знает себя, не уверена в своих действиях и очень сильно нуждается в оценке кого-то во вне. Она ищет опору во мнении. Всегда и везде. Позже она выпускается из школы, но дневник с оценками носит с собой всегда. Точно как здорово приспосабливается везде только узнав, как нужно «правильно» себя вести. И нравится всем! И думает, что так будет всегда. А тут проект. И правила одни для всех. И оценки никто не ставит.

Эрор. Эрор. Эрор. «Где мои оценки? Как мне себя вести? Я точно правильно все делаю? Точно? Почему мне никто ничего не пишет? Все меня бросили!»

Я утрирую, конечно. Но только для того, чтобы вы почувствовали, как это страшно. 

Это страшно потому, что ты в вечной зависимости от чужих правил игры. Тебе будут диктовать, как быть хорошей, все: муж, родители, каждый работодатель, подруги. Ты будешь как ездовая лошадка, работающая за сахарок. А почему нет? Ведь лошадка хорошая, всем нужна, а сахарок вкусный. И дают его не всем лошадкам. А только тем, кто правильно себя ведет. Мрак? Согласна. Нет стержня внутри. Тебе нужно мнение. Твоего же нет. В нем ты не уверена. Правда? Согласись, ты до конца не знаешь, заслуживаешь ли сахарок.

И я сейчас не говорю об общении с единомышленниками. Это совсем другое. Там обмен знаниями, состояниями, эмоциями. Но никак не оценка. Никак не «правильная ли я, скажите мне, а сейчас, хорошая, да, точно?».

А ты же ждешь оценки. Похвалы. Звездочку на лобик. Бедная, бедная малышка. Но… Зачем? Пошли всех в жопу! Пусть оценивают себя и друг другу. Выброси к черту дневник с оценками. Покажи фак учителю. Выпей водки из горла. Или просто ляг и выспись. Ты это ты. Ты все делаешь так, как нужно. Всегда! Не плохо, не хорошо. Не правильно, не не правильно. Ты есть ты. Действия есть действия. Ты не лошадка. И сахарок тебе не нужен. А будет нужен — попросишь или сама возьмешь. Не выслуживайся, не заслуживай, не нуждайся в оценке. Это мрак. А если вдруг снова захочется, чтобы кто-то одобрил…

Все, что ты делаешь ПРАВИЛЬНО. Запомни это! Все правильно! И так будет всегда. И только Бог потом шепнет тебе на ушко, насколько хорошо ты себя вела. Только он имеет право.

PS Мы не говорим о случаях «профессиональной критики» и реализации групповых проектов, где мнение начальства и коллектива — это часть работы. Точно как о конкурсах и соревнованиях, в которые человек сознательно вступает. Мы говорим о жизни. И давайте не будем все мешать в кучу.

[нужна оценка]: 6 комментариев

  1. Это всё верно. И я со многим согласна, что ты пишешь. Просто, иногда некоторым людям нужна поддержка и «обратная связь». Особенно, если они просят о ней. Нельзя здорово выучить английский, если не разговаривать с человеком, который знает его в совершенстве и может в случае чего указать тебе, где ты использовал слово не там где нужно или не в том времени и т.д. и он это делает здесь и сейчас, чтобы помочь и поддержать. И это как бы ускоряет процесс и помогает человеку увидеть его путь и сфокусироваться на развитие. Я всегда учёбу воспринимала как возможность научиться новому. Даже нелюбимые предметы и преподаватели помогали. И было страшно подойти со своими набросками и идеями к преподу, который то и дело находит способ как на всех покричать и сказать какие мы лентяи и делаем всё неправильно. Но когда дело касалочь дела, то она всегда могла помочь и дать направление на реализацию. Ибо она вне моей системы. А я внутри. И иногда нужен взгляд со стороны, чтобы увидеть то, чего я не могу или не хочу, не знаю как. Это поддержка и обратная связь.
    Иногда это важно, когда человек сам перестаёт верить в себя и свои силы. И иногда даже 1 человек может поддержать, понять и направлять. Это как союзник, который на твоей стороне. И тогда я чувствую, что я не одна. Что кто-то идёт тем же тернистым путём и встречает преграды.
    Иногда полезно видеть себя со стороны. Мне это всегда очень помогало. У меня наоьорот всегда была проблема, что я всё делала сама. На это уходило много времени и сил. А можно было попросить помощи и тогда стало бы легче и понятнее. Всегда здорово, когда есть кто-то, кто скажет «ты молодец! У тебя всё получится, я в тебя верю.» Это не оценка, это чувства и энергия, которые мы передаём словами другому. И хоть делать всё мне придётся самой, но вот эти казалось бы незначительные слова от человека, которому я доверяю, могут вдохновить и воодушевить меня. Так что не оценка людям нужна, а поддержка и feedback.
    Как-то так.

    1. По-моему ты немного путаешь процесс обучения и наставничество с темой поста :))
      В ней нет ни слова про процесс обучения какому-то навыку.

    2. Оценка, критика, обратная связь и поддержка вообще разные вещи. Мамы никогда не оценивают своих детей когда они учатся ходить, например, ну по крайней мере, я не видела ни одной мамы, которая бы сказала своей дитятко:» как-то ты неконцептуально ставишь левую ногу, а на правой носочек не дотягиваешь! Перешагай! «. Она просто радуется каждому шагу и аплодирует:»вот молодец!ай да умница!еще шажок!» И это очень круто когда рядом по жизни идут люди разделяющие твои интересы. но тема то не о том. Оля говорит о том, что синдром отличницы требует постоянного подтверждения того, что все сделано правильно, исчезает самоконтроль, самокритика, самоирония в конце концов! Если вдруг ты пытаешься заново изобрести колесо, а перед носом лежат ключи от феррари-садись и мчись на встречу своей цели. А я балда до сих пор ковыряюсь в спицах. Просто верь в себя и не жди когда кто-то скажет, что ты молодец, ты-то ведь это знаешь наверняка.

  2. Ты права, безумно права.
    Я всегда была отличницей до мозга костей. Всегда все было так, как надо. Однако уже классе в 8м родители перестали радоваться моим пятеркам, но за четверки я все равно получала неодобрительный взгляд. Закончив школу с золотой медалью, я отдала ее папе, сказав, что она принадлежит ему и мне совсем ни к чему. Так оно и получилось. И только лет в 20, уже на втором-третьем курсе университета, я поняла, что оценки (окружающих или же учебные) — это такая мелочь. Но как же сложно было ломать отличницу, перестать переживать из-за (о ужас!) четверки в зачетке.
    Родители до сих пор спрашивают, будет ли у меня красный диплом. Но я надеюсь, что где-то на подсознании они уже поняли, что это совсем не то, к чему я стремлюсь, и мои приоритеты теперь другие. Не хуже. Просто другие.
    Спасибо тебе, Оля, за вдохновение, за что, что ты делаешь 😚

    1. У меня два красных диплома. Они мне не пригодились ни на секунду.
      Можешь передать это родителям, если они в очередной раз спросят :)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *